Сочинение по рассказу вам и не снилось

makro kulon palcy solnce 4514 1280x720 Сказки

Жизнь складывается не только из любви? По повести Щербаковой (Школьные сочинения)

Многие задаются вопросом о том, из чего же всё-таки складывается жизнь, состоит ли она только ли из любви. А как бы вы ответили? Я считаю, что жизнь состоит не только из любви, но и из многих других чувств, эмоций. Что же такое любовь? Любовь — это чувство привязанности к чему то или кому то, желание отдавать всего себя ради кого-то, стремление сделать кого-то счастливым. В жизни мы стремимся получать положительные эмоции, но и без отрицательных не обходится. Давайте попробуем разобраться, как же можно ответить на вопрос о том, из чего складывается жизнь (по повести Щербаковой).

Галина Николаевна Щербакова — удивительный человек. Она написала прекрасную повесть «Вам и не снилось». В ней очень ярко описывается тема любви. Главные герои полюбили друг друга довольно быстро, но до этого они даже и не задумывались о подобном.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Мальчик жил своей жизнью, девочка — своей. Их жизнь не зависела от того, как часто они видятся, разговаривают, касаются друг друга. Ребята просто жили своими жизнями. У Юльки прекрасная семья, друзья, с которыми прекрасно общается абсолютно на любые темы. У Ромки тоже все не так плохо. Каждое утро он делает зарядку, ходит гулять, учится, общается. После того, как ребята встретились, их жизни стали зависеть друг от друга. Когда они долго не виделись или не разговаривали, то очень скучали. Когда Ромку перевели в другую школу, то ребята страдали вместе. Но значит ли это, что вся жизнь состоит лишь из любви? Не думаю. Да, это одна из самых важных частей жизни, но не единственная. Мы не можем прожить положенный нам срок и ни разу не испытать грусть, боль, печаль. Эти эмоции так же являются частью жизни. Даже одиночество — одна из составляющих. Герои романа показали, что жизнь может состоять как из любви, так и просто из счастливых или грустных моментов. Даже юлькина мама, когда увидела спустя много лет ромкиного отца, очень удивилась и отчасти расстроилась. Да, у неё есть любовь в жизни, но это не исключает того, что она не испытывает других эмоций, ничем другим не дорожит.

Любовь бывает разная, без не никуда. Однако, жизнь не состоит только лишь из этого чувства, это было бы глупо: быть вечно окрыленным, не замечающим вокруг ничего, кроме любимого человека. Для этого нам и даны разные эмоции, ситуации, в которые мы очень часто попадаем. Эта важная часть нашего существования никогда не исчезнет, но она и никогда не будет единственной. Жизнь складывается не только из любви.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id73543

Источник

«Вам и не снилось» — любить нельзя пороть? Интересный анализ фильма.

«Вам и не снилось» (фильм 1980 года)

Премьера мелодрамы состоялась в марте 1981 года. За первый год ее посмотрели около 26 миллионов телезрителей. По опросу журнала «Советский экран», картина стала лучшей из тех, которые вышли за этот период.

Режиссер «Вам и не снилось» снял фильм по рассказу Г. Щербаковой, который имел название «Роман и Юлька». На написание повести женщину вдохновила история собственного сына. Будучи девятиклассником, он полез по водосточной трубе на шестой этаж к своей любимой девушке. Мальчик оставил возлюбленной записку на балконе, а когда начал спускаться, труба внезапно отвалилась. Никто не пострадал, но история запомнилась на всю жизнь. Чем отличается содержание «Вам и не снилось», краткое изложение которого вы найдете в этой статье, от настоящей истории, произошедшей с сыном Галины? И что случилось с Романом (Никитой Михайловским) в настоящей жизни?

lazy placeholder

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

Как создавался фильм «Вам и не снилось» (8 фото)

24 марта 2020 15:48

Метки: Вам и не снилось Галина Щербакова Никита Михайловский Татьяна Аксюта

До «Вам и не снилось» Галина Щербакова написала несколько серьёзных вещей, которые никто не хотел печатать, и тогда она решила написать легкую любовную историю, потому что ей показалось, что это наверняка будет беспроигрышная тема. Идею подкинул её сын-подросток. Однажды Щербакова уехала с мужем на отдых, а когда вернулась, то узнала от своей знакомой, у которой они оставили детей, что её сын-десятиклассник полез по водосточной трубе к своей возлюбленной.

lazy placeholder
0

Смотреть все фото в галерее

Она жила на шестом этаже. Оставив у неё тайное послание на балконе, он стал спускаться по этой же трубе вниз и на середине пути она развалилась, но всё обошлось без серьёзных травм. Именно этот случай и создал у Щербаковой образ — мальчик, падающий с большой высоты из-за любви. Очень быстро она написала «Вам и не снилось» и отнесла повесть в редакцию журнала «Юность». Осенью 1979 года, журнал «Юность» опубликовал повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось». Номер журнала «Юность» с публикацией повести Щербаковой достать было невозможно. По тем временам повесть произвела эффект разорвавшейся бомбы: мало того, что десятиклассники полюбили друг друга, так они еще и перестали интересоваться учебой и общественной работой. Автора забросали гневными письмами учителя с многолетним стажем и благодарственными — ученики и их родители. Сегодня её называют культовой, как и одноимённый фильм, снятый годом позже, в 1980 году.

lazy placeholder
0

Многомиллионный тираж журнала раскупили за несколько дней, читатели завалили редакцию мешками писем: напечатайте повесть ещё! «Вам и не снилось» стал лучшим фильмом года, а прозвучавшая в нём песня («Ветер ли старое имя развеял…») — хитом всех времён и народов. Но прежде история о школьной любви три года мёртвым грузом лежала в редакции «Юности». Как вдруг Галину пригласил главный редактор Борис Полевой, автор легендарной повести о герое Маресьеве. «Галина Николаевна, я был участником Сталинградской битвы, — неожиданно начал Полевой. — Я не трус, но я боюсь… Боюсь, что если мы это напечатаем, то мальчишки начнут прыгать из окон. Измените последние два предложения, и мы напечатаем повесть». Она вышла с рукописью в полутёмный коридор и «на коленке» за несколько минут поменяла концовку. Вернее, замаскировала.

lazy placeholder
0

Потом её не раз спросят: «Так герой остался жив или. » Если в изначальном варианте давалось чёткое понятие, что Рома умирает (в последнем предложении говорилось, что Юля роняет голову Роме на грудь), то теперь вышел неоднозначный конец, который можно было трактовать по-своему (Ромка либо умирает, либо теряет сознание). Когда прошло несколько месяцев, а повесть не печатали, Щербакова махнула на всё рукой, запечатал повесть в конверт от журнала «Америка» и отправила её на Студию имени Горького. На конверте написала «Сергею Герасимову», потому что никого другого на студии она больше не знала.Спустя два месяца, уже в разгар подготовки съёмочного процесса, повесть была опубликована. И тут все завертелось с бешеной скоростью. Через три дня Щербаковой позвонила жена Герасимова Тамара Макарова и сказала, что ей повесть очень понравилась и она сделает всё возможное, чтобы фильм по ней был снят. А спустя ещё два дня Щербакова разговаривала уже с Ильёй Фрэзом. Илья Фрэз в интервью рассказал, что влюбился в повесть «с первого взгляда» и сразу решился ее экранизировать. Это был его четырнадцатый фильм. На творческой встрече со съемочной группой фильма Ильи Фраза, которая работала над экранизацией повести Галины Щербаковой, супруга будущего Генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко сказала: «Автор повести молодая и неопытная, наши родители никогда себе такого не позволяли».

lazy placeholder
0

Галина Щербакова не участвовала в подборе актеров, но Фрэз показывал ей все пробы, которые она потом очень долгое время хранила у себя. Лидия Федосеева-Шукшина сразу дала своё согласие на съёмки. Очень долго искали исполнителей на роли Ромки и матери Кати. На роль Ромки отсмотрели тысячи мальчиков со всей страны и только в самом конце проб, когда уже утвердили Аксюту, кто-то сообщил Фрэзу, что в Ленинграде есть мальчик Никита Михайловский, который, вполне возможно, очень даже подойдёт. Михайловскому к тому моменту только исполнилось шестнадцать лет. Он ещё учился в школе и у него не было никакого актёрского образования и опыта, кроме нескольких второплановых и эпизодических ролей в кино, и одной единственной главной роли в фильме «Дети как дети». Но на пробах он покорил всех своей естественностью и его тут же утвердили. Партнёршей Никиты стала Татьяна Аксюта. После выхода фильма актёров осаждали поклонники. Правда, те, кто дежурил под московскими окнами Татьяны, были обескуражены. Оказалось, она на семь лет старше Никиты, уже закончила театральный вуз и успела выйти замуж. Никита поступил в театральный и жил один в своей ленинградской квартире. Маму он потерял в 14 лет. Отец жил в Москве. Когда Фрэз впервые увидел будущую звезду, его поразил взгляд мальчика: «Такой сыграет глубокие чувства».

lazy placeholder
0

О том, что выбранный им Ромео навсегда останется молодым, он не догадывался. Да и мог ли кто-то вообразить, что Никита уйдёт из жизни в 27 лет. А перед этим встретит девушку, которую зовут, как и героиню фильма, Катя. Они поженятся. Умирая, он будет ей шептать: «Не переживай. Мы как Ромка и Катя. У них же в фильме всё хорошо кончилось». Те, кто близко знал Никиту, говорят о его удивительной доброте и открытости. В его квартире всегда находили приют друзья — кто на месяц, а кто и на год. Однажды, будучи школьником, он вернулся домой без куртки, сказал, что подарил другому мальчику, которому она нужнее. Став взрослым, помогал собирать средства для детей, больных раком. И вдруг… эти средства пришлось собирать уже для него. Операцию по пересадке костного мозга сделали в Лондоне. Не помогло… В фильме ребята рассуждают о смерти, и Катя предлагает: «Давай умрём вместе. В один день». «Нет, — отвечает Ромка. — Я первый. Я мужчина». С матерью Кати была другая ситуация. На эту роль пробовалось множество известных актрис, но Илья Фрэз всем говорил «нет». Специально для проб на эту роль из Киева приехала Ада Роговцева, но Фрэз и ей ответил отказом. Тогда Щербакова не выдержала и спросила его, почему он никак не может определиться с кандидатурой. В ответ Фрэз улыбнулся: „Актрису я уже нашел, только это секрет. Играть будет Ирина Мирошниченко. Но недавно она попала в аварию и сейчас ходит с фиксирующим воротником на шее. Я жду, пока она поправится и сможет играть“.

lazy placeholder
0

Одной из первых снимали сцену в кафе — куда Катя и Роман зашли выпить кофе. У членов группы сжималось горло, когда шла съемка. Киноцензура стояла насмерть: никакого трагического финала, герой не может погибнуть! И режиссер — в очередной раз, из страха, чтобы картину не закрыли, не стал перечить. — Многие сцены фильма снимались на юго-западе Москвы, в окрестностях метро «Юго-Западная», там же, где проходили съёмки фильмов «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Покровские Ворота», «Москва слезам не верит» и многие другие; — Сцена зимой на балконе («Слепуха моя…») снимался с балкона 16-ого этажа дома 12, к.1 по ул. 26-ти Бакинских коммисаров, причём в зеркальном отражении. Из за этого даже жители района не всегда могут определить, откуда велась съёмка. Огромные пачки писем получала Лидия Федосеева-Шукшина, сыгравшая роль мамы Романа. Это были письма — откровения родителей, потерявших взаимопонимание с детьми и искавших ответ на вечный вопрос. Мальчишки-поклонники буквально осаждали Татьяну Аксюту — замужнюю даму, уже успевшую закончить ГИТИС.

lazy placeholder
0

Они часами стояли под ее окнами, писали письма, назначали свидания. Сама актриса была очень недовольна своей игрой и даже на премьере не могла спокойно видеть себя на экране, поэтому смотрела только сцены с партнером. Татьяна, к сожалению, почти не снималась в кино. Сразу после окончания института она ушла в Центральный детский театр. Это история «Ромео и Джульетты» нашего времени, любовь которых не принимают их родители. Это история, которая нам ближе, чем произведение самого классика Уильяма Шекспира. История, которая вновь доказывает, что любовь должна быть искренней, доброй, нежной и заботливой. И возраст для этого не помеха. В недавнем интервью Татьяны Аксюты о работе над этой картиной она рассказала, как будучи уже довольно взрослой женщиной изображала школьницу, а потом не могла спокойно смотреть на себя на экране, так как не нравились, в частности, роговые очки, и обращение к ней «слепуха». Зато все зрители, особенно юные, поверили создателям этого кино. «Режиссер Илья Фрэз был корифеем детского кино и любил делать по 5-6 дублей. Доходило до смешного. Лена Майорова, которая вообще не переносила репетиций, играла соседку, с которой у нас происходит такой диалог в подъезде у почтового ящика: «Кать, к тебе тут парень приходил». «Ромка?» — отвечаю я. «Не знаю, не представился. Звонил, пока не прогнала». Первый дубль, второй, третий… В конце концов она заплетающимся языком выдает: «Кать, к тебе тут парень приходил». — «Ромка?» — «Не знаю, звонил, пока не преставился». Хотя были и импровизации: мой венок, например, возник совершенно неожиданно. Нас собрали всех в парке к 9 часам, но, пока все приготовили, установили камеры, уже давно обед прошел, и я от нечего делать сплела такой огромный венок из зеленых листьев. И все ахнули: «Ой, как здорово, давайте снимать в венке!» После выхода фильма на уроках литературы учителя обсуждали и книгу, и кино, говоря, что чувства у ребят «взрослые», а «поступки детские»… А все девочки мечтали о такой любви. И только с возрастом стали понимать, что героиня Соловей права, когда говорит, что жизнь больше, чем любовь, и в мужчине очень важны ответственность, чувство долга и порядочность. Да и родители «не звери», а просто родители, которые хотят «как лучше» для своего ребенка.

lazy placeholder
0

Чем далее от нас этот фильм, тем он понятнее, ближе, и мудрее, как ни странно. Уже и Леонида Филатова нет, Татьяны Пельтцер, и Никиты… И Елена Соловей уехала в Америку, а тогда они все еще были вместе, молодые, очень красивые. Повесть Галины Щербаковой заканчивается словами: «…а со всех сторон к ним уже бежали люди.Как близко они, оказывается,были..» Давайте представим себе эти строки БУКВАЛЬНО перенесенными на экран — во дворе, возле лежащего Ромки и сидящей возле него Кати,появляются родители, бабушка, учительница Таня, друзья…Что сделали бы они и что сказали в этот момент?

подписаться на сообщество «Кино»

Метки: Вам и не снилось Галина Щербакова Никита Михайловский Татьяна Аксюта

Источник

Вам и не снилось…

Одиночество, отсутствие взаимопонимания, поиск счастья – общечеловеческие проблемы, о которых написано не одно произведение, снят не один фильм. Можно сказать, что в этом отношении кинолента «Вам и не снилось» не стала исключением. 1981 год. На киностудии имени М.Горького режиссер Илья Фрэз снял фильм по одноименной повести Галины Щербаковой. В картине, как и в книге, — жизнь людей, ищущих счастье. Наверное, поэтому не ослабевает интерес к фильму, которому в марте исполняется 38 лет.

Сейчас уже совсем не та Москва, что видим мы на экране: давно нет школьной формы, летних трудовых лагерей, родители реже приходят в школу, чаще звонят по телефону, но проблемы в фильме все те же: взросление, самоопределение, чувство долга, преданность и предательство, но лейтмотив всего происходящего — любовь, которая становится центром всех сюжетных линий в кинокартине. И это не только история первой любви двух подростков. Они трогательные и нежные, юные и влюбленные, романтичные и заботливые. Но и любовь родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, учителя к ученикам.

Катя, роль которой исполняет Татьяна Аксюта, а по книге – Юля, с семьей переезжает в новый район и переходит в новую школу, в предпоследний класс. Маленькая девочка по сравнению с выглядящими взрослыми одноклассницами, в больших немодных очках, она привлекает своей естественной красотой Романа, которого сыграл Никита Михайловский. Искренний, заботливый, рассуждающий очень по-взрослому Роман становится для Кати рыцарем без страха и упрека.

Мама Ромы, Вера Васильевна, которую играет Лидия Федосеева-Шукшина, сильная женщина, которой больно смотреть на неугасшее чувство своего мужа к Людмиле Сергеевне, маме Кати, и она, перенося свою обиду на Катю, категорически не хочет слышать о ней, приговаривая сыну: «Таких Кать у тебя будет миллион!».

Отец Ромы Константин Лавочкин, его играет Альберт Филозов, живет скучной жизнью. Неожиданная встреча с первой любовью всколыхнула воспоминания о прошлых чувствах, подарила возможность помечтать, пусть лишь о новом костюме, но это хоть какое-то изменение в серых буднях мужчины, который рядом с властной женой забыл, как проявлять характер, стал бесхребетным. Узнав о кознях жены, хоть и поздно, но отец встает на сторону сына.

Как же непохожа на Ромину семья Кати! Мама-красавица во второй раз вышла замуж и очень счастлива. В семье царит любовь и понимание, поэтому так бережно все в этом доме относятся к чувствам Кати, поддерживают ее. Особенная близость показана не через диалоги, а через сцену молчания, когда мама с дочерью вместе слушают голос Ромы, записанный на плёнку. Беспомощная от обрушившегося на нее горя одиночества Катя прижимается к маме, ища спасения и защиты. У кого же ещё ребенку искать поддержки, как не у матери. Хотя Катя и признается, что думала о том, что для мамы важнее новый муж, новый ребенок. Но, к счастью, Катя не остаётся одна со своим горем одиночества, у нее есть опора – семья.

А вот классный руководитель – Татьяна Николаевна, ее роль исполняет Елена Соловей – абсолютно одинока. У нее есть школа, ее ученики, которые ей доверяют, с ними можно поговорить по душам. Но Татьяна Николаевна все же одна: пройдя в юности через первую любовь и не сохранив ее, героиня сравнивает те чувства со своим отношением к возлюбленному Михаилу, которого воплотил на экране Леонид Филатов. Кажется, они любят друг друга, но уступить в чём-то, пожертвовать чем-то личным для любимого человека не хотят. «Я без тебя могу»,- говорит Татьяна Николаевна срывающимся голосом, но зритель понимает, что не может, нет, не может она без любви! Чтобы заглушить страдание, Татьяна Николаевна пытается найти альтернативу любви – чувство долга, которым она хочет оправдать свое существование на Земле. Конечно, без долга жить нельзя, но и без любви, увы, тоже. И это тонко чувствует Катя, преодолевающая расстояние между Москвой и Ленинградом, чувствует Рома, падая с высота на снег рядом с Катей.

Чувства главных героев проходят сложные испытания, в том числе и искусственно созданные родственниками. И это подводит к главной мысли – взрослые не вправе запрещать детям идти по собственному пути, решать судьбу за них. Такое вмешательство чуть не привело к трагедии, но «смерть побеждающий вечный закон, это любовь моя» — гимн тем, кто проносит свое чувство через любые испытания, защищая и сохраняя его. Эти строчки Рабиндраната Тагора, положенные на музыку Алексея Рыбникова, дают понять, что все закончится хорошо. Дети — мальчик и девочка, появляющиеся в конце фильма — как знак бесконечного круговорота любви в природе, знак того, что все равно любовь сильнее смерти!

Источник

Сочинение по рассказу вам и не снилось

Юлька превращается в Катьку

Сравнение с шекспировскими влюблёнными неслучайно. Свою повесть Щербакова изначально назвала «Роман и Юлька», и она пролежала в редакции журнала «Юность» почти три года. И только когда съёмки фильма были в самом разгаре, Щербакову вызвал к себе главный редактор журнала Борис Полевой, маститый автор, создавший «Повесть о настоящем человеке».

Писатель честно признался: «Галина Николаевна, я был участником Сталинградской битвы. Я не трус, но я боюсь… Боюсь, что если мы это напечатаем, то мальчишки начнут прыгать из окон. Измените последние два предложения, и мы напечатаем повесть».

И действительно, в первом варианте главный герой погибает, выпав из окна. Щербакова тут же переписала финал, оставив его открытым для читателя. Каждый сам мог решить, погибает Ромка или нет.

Однако, пока повесть пылилась в редакции, Щербакова отправила её на Киностудию имени Горького. Просто положила в конверт, написала «Сергею Герасимову» – больше она никого не знала по имени – и отнесла на проходную студии. Конверт с рукописью был доставлен Сергею Аполлинариевичу Герасимову. Вернее, он попал в руки его супруге Тамаре Макаровой, которая через три дня перезвонила Щербаковой и сказала: ей всё очень понравилось, и она приложит все силы, чтобы фильм по этой повести вышел на экраны.

Так и случилось. Буквально через несколько дней Галина Щербакова начала работать с режиссёром Ильёй Фрэзом над сценарием под рабочим названием «Вам и не снилось». «Роман и Юлька» отмели сразу же чиновники из Госкино: «Что это, автор себя с Шекспиром сравнивает?» И Юлька превратилась в Катьку.

Да и вообще сама идея, что в стране может появиться фильм о подростковой любви, тоже вызывала большие сомнения. Но поддержка со стороны авторитетных кинематографистов и энтузиазм самого Фрэза, который на тот момент уже снял фильмы «Васёк Трубачёв и его товарищи» и «Приключения жёлтого чемоданчика», помогли приблизить начало съёмок.

Монтекки и Капулетти московских новостроек

Откуда же взялась история о мальчике, который из-за любви выпал из окна? Из настоящей жизни Галины Щербаковой.

Когда её сын учился в десятом классе, он влюбился в девочку из соседнего подъезда. Когда родители уехали в отпуск, оставив подростка на попечение близких друзей, тот решил произвести впечатление на даму сердца. Юный герой стал карабкаться по водосточной трубе до шестого этажа, чтобы оставить записку с романтическим содержанием на подоконнике любимой. Но на середине опасного восхождения труба сломалась, и мальчик упал. К счастью, отделался ушибами. Но этот случай, доказывающий, на какие подвиги способны юные пылкие сердца, потряс писательницу, и она не могла не перенести его на бумагу.

Илья Фрэз подбирал актёров так, чтобы две семьи выглядели максимально контрастно. Ведь Лавочкины и Шевченко – это Монтекки и Капулетти московских новостроек.

Мама Ромки Лавочкина (Лидия Федосеева-Шукшина) – обычная ревнивая женщина не самого большого ума. Её супруг (Альберт Филозов) – тоже личность не выдающаяся, но человек добрый, отзывчивый. Он не в силах противостоять своим былым чувствам по отношению к первой любви – маме Катьки Шевченко.

Пожалуй, ключевая фигура этой драмы – мама Кати, Людмила (Ирина Мирошниченко), женщина «с несоветской внешностью», необычной причёской, точёной фигуркой, одетая в фирменные джинсы, подчёркивающие её особую индивидуальность. В роли Людмилы Фрэз видел только Ирину Мирошниченко. Незадолго до начала съёмок актриса попала в аварию, однако он терпеливо ждал её выздоровления, категорически отвергая других кандидаток, одной из которых была Ада Роговцева.

Актёрский ансамбль, составленный из противоположностей, дополняет супруг Людмилы, мужчина в вельветовом пиджаке (Евгений Герасимов), способный понять переживания падчерицы и всегда готовый прийти на помощь.

Возможно, некоторые персонажи фильма получились утрированными, к примеру, мать Ромки, не говоря уж о директоре школы Марии Алексеевне (Нина Мазаева). Этой строгой женщине чужды переживания подростков, она меряет горе исключительно по перенесённым лишениям: война, голод. Всё остальное – ерунда, переживётся, перетрётся… Она так и говорит: «Вам и не снилось, что такое горе».

Только вот юные герои всей своей жизнью отвечают: «Вам и не снилось, что такое любовь».

Между враждующими сторонами встаёт нежная Татьяна Николаевна, Танечка, учитель литературы. Елена Соловей явно использовала актёрский рисунок, найденный ещё в роли Ольги Вознесенской из фильма «Раба любви». В современном мире её героиня тоже оказывается в жестоком мире, где детям ломают психику, где счастье совершенно недостижимо для юных влюблённых.

Сама Танечка тоже не идёт на компромисс в личной жизни. Её возлюбленный Михаил (Леонид Филатов) – это взрывная смесь эгоцентризма и мужского обаяния. В итоге он женится на молоденькой лаборантке, готовой на всё ради него.

Завершает блестящий актёрский ансамбль Татьяна Пельтцер – легенда кино и театра, сыгравшая ленинградскую бабушку Ромки. Эта решительная и бескомпромиссная женщина, одетая в спортивный костюм, лишена всяческих сантиментов и не собирается щадить чувства подростков.

Эпизодические роли сыграли Елена Майорова (соседка Кати) и Руфина Нифонтова (мать Танечки).

Сыграть глубокие чувства

А главные роли в фильме исполнили Татьяна Аксюта (Катя Шевченко) и Никита Михайловский (Рома Лавочкин).

С трудом верится, что Аксюта старше своего партнёра на целых семь лет. Татьяне на момент съёмок исполнилось 23 года, она уже была состоявшейся актрисой и замужней женщиной. Никите же только исполнилось 16, однако он тоже не являлся новичком в кинопрофессии. Впервые Михайловский появился на экране в пятилетнем возрасте, а потом работал моделью на показах подростковой одежды.

Илья Абрамович Фрэз долго искал исполнителя роли Романа Лавочкина, пока ему не посоветовали посмотреть на одного мальчика из Ленинграда. С первого взгляда режиссёр понял, что нашёл своего героя. Никита потерял маму в 14 лет, и это наложило глубокий отпечаток на судьбу юного актёра. Фрэза поразил недетский взгляд парня, и у режиссёра появилась уверенность: «Такой сможет сыграть глубокие чувства».

За три года до фильма «Вам и не снилось» Михайловский снялся в замечательной картине «Дети как дети» и стремительно стал знаменитым. Затем сыграл ещё в нескольких фильмах, одним из которых в 1986 году стал «Зонтик для новобрачных», где его партнёршей была Вера Глаголева. Он был творчески одарённым и разносторонним человеком, писал стихи и картины. Человек с большим сердцем, Никита помогал всем, кто к нему обращался. Малознакомые люди находили приют в его доме. Он активно занимался благотворительностью, собирал деньги для детей с онкологическим диагнозом.

Лечение он проходил в Лондоне. Незадолго до ухода Никита обвенчался со своей женой Катей и взял себе творческий псевдоним «Роман». Так и подписывал свои стихи и картины. Ему казалось, что он и его жена – те самые влюблённые из фильма «Вам и не снилось». Перед смертью он шептал ей: «Не переживай. Мы как Ромка и Катя. У них же в фильме всё хорошо кончилось».

Чуда не случилось, светлый и добрый парень Никита скончался в 1991 году. Ему было всего 27 лет. Но остался его Ромка – трогательный и сильный, готовый защищать свою маленькую Катьку от всех невзгод.

Татьяна Аксюта вовсе не отождествляла себя с Катей Шевченко. Первые четыре года она вообще не могла смотреть эпизоды со своим участием, ей казалось, что всё пронизано фальшью!

А вот зрители считали совсем иначе. Писали письма Кате, признавались в любви. Поклонники дежурили у подъезда, а самые смелые даже пытались залезть в окна её квартиры. Вспоминая забавный случай, связанный с собственной популярностью, Аксюта рассказывала, как однажды в троллейбусе к ней подошёл мужчина, который узнал в ней героиню фильма «Вам и не снилось». Он признался, что узнал по ушам! «У вас такие уши, что я их на всю жизнь запомнил»…

И действительно в самой нежной сцене фильма, когда ребята «молятся» фонарному столбу и на Катьку в венке из кленовых листьев смотрит Ромка, её уши смотрелись так трогательно, что не влюбиться в эту девочку было невозможно.

Чудесный зелёный венок, по которому ползала красная божья коровка, появился в кадре совершенно случайно. Ребят привезли на съёмку утром, но пока всё готовили и ставили свет, прошло несколько часов. От нечего делать Таня собрала листья и смастерила венок. Всем он очень понравился, так и вошёл в запоминающиеся эпизоды.

Аксюта вовсе не жаждала всесоюзной славы, она совершенно не типичная актриса. У неё есть удачные работы в кино, например, в «Сказке странствий», где она сыграла главную роль в партнёрстве с Андреем Мироновым. Много лет актриса служила в Московском молодёжном театре, но впоследствии спокойно оставила большую сцену и кинематограф и стала вести детский драматический кружок в парке «Сокольники».

А с Татьяной Ивановной Пельтцер после совместных съёмок Аксюта так сблизилась, что именно ей, самой первой, призналась в своём скором материнстве.

Брак Татьяны с Юрием Аксютой, будущим известным продюсером, случился по большой любви. У них родилась Полина, затем последовал развод. Но Татьяна до сих пор вспоминает бывшего мужа с теплотой. Его фамилию она носит и сейчас, а в девичестве была Голубятниковой.

Фильм «Вам и не снилось» снимали в Москве и Ленинграде. Волшебство кино так неразрывно соединило эти два города, что Ромка падает из окна ленинградской квартиры, а приземляется в московский сугроб.

Ещё одним полноправным героем фильма стала музыка Алексея Рыбникова. Сочинения этого композитора обладают поистине гипнотическим эффектом. Сегодня даже не верится, что эта мелодия написана вовсе не для картины «Вам и не снилось». Ещё за десять лет до выхода ленты на экраны композитор написал свой чудесный мотив для фильма «Остров сокровищ», но там он, к счастью, не пригодился.

Мелодия лежала и ждала своего звёздного часа. Когда к Рыбникову обратились с просьбой написать музыку к новому фильму, он вспомнил свою прежнюю работу. И тут ему попались на глаза стихи индийского поэта Рабиндраната Тагора в переводе Аделины Адалис. Композитор поразился, насколько органично легли строки на уже сочинённую музыку.

Так появилась песня «Последняя поэма», которая уже сорок лет никого не оставляет равнодушной. Интересно, что у Тагора никогда не было стихотворения с таким названием, зато был роман, написанный в 1929 году. «Последняя поэма» («Прощальная песнь») повествует о любви юноши Омито к красавице по имени Лабонно, но он женится на Кетоки: «То, что привязывает меня к Кетоки, – любовь. Но эта любовь – как вода в сосуде, которую я пью каждый день. Любовь к Лабонно – это озеро, которое нельзя вместить в сосуд, но в котором омывается моя душа». Лабонно же, несмотря на свои чувства к Омито, тоже выходит замуж за другого. И тогда она пишет своему недосягаемому возлюбленному длинное прощальное стихотворение, в котором есть такие слова:
Всё к лучшему, и ты разлуку нашу
Не смей оплакивать со мною – обещай!
Я вновь могу наполнить жизни чашу,
Мой друг, прощай!

Аделина Адалис, талантливая русская поэтесса и переводчица, ученица Валерия Брюсова, по-своему переосмыслила текст Тагора, и родились строки, которые сегодня знает каждый:

«Последнюю поэму» записал вокально-инструментальный ансамбль с эпатажным по тем временам названием «33 1/3», где пели Ирина Отиева и Вера Соколова. Эти замечательные исполнительницы и подарили свои голоса бессмертной песне.
Песня начинает звучать уже на заглавных титрах фильма, а мастерски аранжированные отрывки из основной мелодии ведут героев по всему киноповествованию до самого финала.

Поразительный эффект произвёл этот фильм на подростков и молодёжь восьмидесятых. Герои фильма стали частью нашей жизни, придуманной и настоящей одновременно. Многие просто чувствовали себя внутри этой трогательной истории, считали, что нужно непременно всё объяснить маме Ромки! Ведь Катя не виновата, что Ромкин отец много лет назад был влюблён в её мать. А ещё очень хотелось дать сковородкой по башке бабушке Ромки, которая прятала от него письма и притворялась больной, чтобы удержать внука вдали от страдающей Катьки.

В повести открытый финал, но произведение Галины Щербаковой рифмуется с «Ромео и Джульеттой», а это всё-таки трагедия. Писательница в сценарии фильма тоже настаивала на печальном финале, но этому воспротивился режиссёр, да и все остальные. Поэтому в конце фильма как бы стоит многоточие…

Мы ведь действительно не знаем, насколько серьёзные травмы получил мальчик после падения. Выживет ли он? Но надежду зрителю оставили. И ещё остаётся вера в нескончаемость любви. Когда Рома и Катя сидят в сугробе, на них внимательно смотрят совсем маленькие мальчик и девочка, и мальчик заботливо стряхивает снег с шубки девочки.

Спустя много лет дочь Галины Щербаковой Екатерина написала продолжение истории Ромки и Катьки, повесть «Вам и не снилось… Пятнадцать лет спустя». Здесь она не оставила камня на камне от той чистой, светлой истории любви двух юных сердец. Только жестокая реальность, которая разрушила иллюзию вечного счастья. И всё же…

Это не сон. Это не сон.
Это вся пpавда моя, это истина.
Смеpть побеждающий вечный закон –
Это любовь моя. Это любовь моя.

Опубликовано в №41, октябрь 2020 года

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Сказочный портал
Adblock
detector